тбв2016

контекст гугл малый 2

контекст гугл малый 3

контекст гугл малый 4

Бегущие строки LEDnw

В эпоху неолита, нового каменного века, здесь появились финно-угорские и балто-финские племена. Продвигаясь к северу, они постепенно вытесняли или частично ассимилировали древних саамов. В I веке н. э. в южных районах Приладожья появляются новые поселенцы — славяне. Стоянки первобытных охотников периода неолита были обнаружены в разное время в Токсово (у Комендантской горы и на Чайном озере), а также в Лемболово.

Но первые документальные сведения об этой территории и населявших ее народах относятся к VII веку. По названию левого притока Невы - реки Ижоры - новгородцы называли этот край Ижорской землей, а финны - Инкери. В IX - XV  веках он входил во владения Новгорода, который защищал его от иностранных захватчиков. В битве на Неве в 1240 году воины новгородского князя Александра Ярославича (Невского) разгромили шведов, а в 1242 году - немецких рыцарей на льду Чудского озера (Ледовое побоище).

         Коренное финно-угорское население этих мест составляли ижорцы и водь. Русское переселенческое движение достигло наших мест в X-XI веках, но стало значительным только после Северной войны 1700-1721 гг. “Водь” и “ижора” впервые упоминаются в русских летописях под своими названиями соответственно под 1060 и 1228 годами. Под русским влиянием эти финно-угорские племена достаточно быстро перешли в православие.

         В 1478 году Новгородские земли были присоединены к Московскому княжеству. Все население Великого Новгорода обязывалось платить дань великому Московскому князю.  С этой целью была проведена перепись земель крестьян и составлены писцовые окладные книги. В  "Переписной окладной книге  Водской пятины 1500 года" есть много сведений о территориях нынешней Ленинградской области, и упоминается ряд деревень и сел, существующих и поныне, например, во Всеволожском районе: Рябово, Колтуши, Бабино, Ваганово, Софолово, Васкелово, Сярги, Токсово, Карабсельки, Лепсари и другие.

В 1580 году в Северо-Западные пределы государства Российского вторглись шведские войска под командованием Понтуса Делгарди, и между Швецией и Россией началась долгая борьба за обладание ижорскими землями.

Военные действия продолжались почти непрерывно 37 лет и закончились Столбовским миром, заключенным между Швецией и Россией в  1617 году в деревне Столбово под Тихвином. По нему Ижорская земля почти на сто лет отошла к  шведам, которые стали называть свою новую провинцию Ингерманландией. Шведские феодалы - землевладельцы переселяли  в новые уделы, которые сделались для них чем-то вроде шведской Сибири, крестьян из своих прежних поместий. Здесь селили также выслуживших свой срок шведских солдат-ветеранов.          Население Ингерманландии со временем стали называть “ингерманландцами”,  термином, употребляемым и сегодня.

         Возвратив невские земли России, Петр Великий оставил им шведское название, и только у финнов оно осталось прежним: Инкери. Ингерманландия стала одной из восьми губерний, образованных в это время Петром Великим. Название воспринимали не как иностранное, а как проявление российской гордости.

На картах и в государственных актах того времени употреблялись как названия Санкт-Петербургская губерния, так и Ингрия и Ингерманландия. Однако с 1710 года официальное название этой  территории - Санкт-Петербургская губерния, с 1927 года по настоящее время - Ленинградская область.

Всеволожский район с центром в поселке Всеволожский появился на карте в 1936 году в результате "разукрупнения" Ленинградского пригородного района.  До этого на территории поселка многие десятилетия существовала мыза Рябово, получившая особую известность с 1818 года, когда владельцем ее стал богатейший российский магнат Всеволод Андреевич Всеволожский (1769-1836).  

Астраханский вице-губернатор, действительный камергер, отставной гвардии ротмистр, статский советник, Всеволод Андреевич Всеволожский считался одним из самых богатых людей в России. При нем мыза Рябово стала известна не только в России, но и далеко за ее пределами. Современники восхищались не столько прекрасной усадьбой, сколько отлично налаженным  рачительным хозяином сельским и промышленным хозяйством. При мызе на местной болотной руде работал чугунолитейный завод, было налажено производство жести и железа. В местных мастерских изготавливали сельскохозяйственные орудия,  которые потом были рекомендованы для использования в большинстве  российских губерний.  В приусадебных оранжереях росли диковинные цветы и редкие для наших широт виноград, персики и цитрусовые. 

На полпути от Рябово к Петербургу было широко известно еще одно место - усадьба Приютино. Сегодня это музей-усадьба XIX века, одна из немногих сохранившихся до наших дней под Петербургом. Эта загородная дача принадлежала Алексею Николаевичу Оленину - первому директору Публичной библиотеки и президенту Академии художеств. Усадьба была средоточием одухотворенного жизненного уклада, названного впоследствии "усадебной культурой".

Возможность общения с людьми, близкими по духу, привлекала в "Приютино" людей, составлявших цвет русской культуры того времени.  Тут бывали Пушкин,  Крылов, Гнедич,  Грибоедов,  Кипренский,  Брюллов,  Вяземский,  Жуковский, Мицкевич,  Глинка и многие другие, жившие в ту замечательную эпоху.

В 19 километрах на северо-восток от Всеволожска, на пересечении Дороги жизни и железной дороги, находится небольшой поселок Ириновка. Он получил свое название от поместья Ириновка, которое в конце XIX века принадлежало барону Павлу Леопольдовичу Корфу и находилось в центре  богатых торфяных разработок. В 1889 году барон Корф обратился в  комитет министров с ходатайством о разрешении строительства железной дороги, которая соединила бы Санкт-Петербург с его поместьем.

Наиболее интересны для нас условия, которые ставил барону комитет министров: путь должен был быть построен в течение трех лет «со дня Высочайшего утверждения условий существования оного», причем продление срока строительства допускалось лишь в случае войны, сильных наводнений или других общественных бедствий. Несмотря на три наводнения 1890 года, дорога была закончена в 2 года и 9 месяцев со дня высочайшего утверждения.

Согласно условиям, барон Корф должен был уплачивать государственной казне по 0,5 % с валового оборота дороги, который складывался из перевозки торфа с Ириновских разработок в город и перевозки пассажиров. А тарифы были такие: «3 копейки верста в вагоне 2-го класса да за багаж (и грузоперевозки) не более полушки за пудо-версту». (Для справки: полушка – ¼ копейки, пуд – 16 кг, верста – 1 км 450 метров). Плата по полному тарифу должна была взиматься практически со всех, включая «арестантов с их тяжестями». Льготы предоставлялись только офицерам и врачам.

Во время Великой Отечественной войны жители Всеволожского района внесли весомый вклад в защиту Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. Через район, который единственный в Ленинградской области не был оккупирован фашистами, проходила легендарная Дорога Жизни.

Героическая оборона Ленинграда длилась с 8 августа 1941 года по 27 января 1944. 29 августа фашисты перерезали последнюю железнодорожную ветку, связывавшую Ленинград с еще не оккупированной территорией, а 8 сентября немцы захватили Шлиссельбург и вышли к южному берегу Ладожского озера.

На северном направлении действовали финские войска. Они имели численный перевес над советской 23-й армией и после месяца боев заняли большую часть Карельского перешейка от Финского залива до Ладожского озера. Для жителей города начался тяжелейший период блокады с систематическими артиллерийскими обстрелами из осадных гаубиц и бомбардировками с воздуха.

В одном из документов ставки Гитлера от 29 сентября 1941 года говорилось: «Фюрер решил стереть   город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта».

Вопросом жизни и смерти для Ленинграда стала его связь с Большой землей - так называли защитники города не занятую немцами часть территории Советского Союза. Основные военные и гражданские  коммуникации проходили через Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках советских войск.  В сентябре и октябре в ускоренном темпе были проведены работы по обустройству гаваней, углублению дна, строительству узкоколейных железнодорожных путей, складов, землянок. По подводным кабелям была налажена телефонная и телеграфная связь.

12 сентября началась навигация между Осиновецким маяком на западном берегу Ладоги и пристанью Гостинополье на Волхове, на востоке. Она продолжалась 79 дней. Каждый день перевозилось 760 тонн грузов, из них 570 тонн продовольствия. За время навигации из города эвакуировали 33 тысячи 500 мирных жителей и раненых. Перевозки происходили в условиях непрерывных налётов немецких «хейнкелей» и «юнкерсов» с берега, расположенного всего в 25-30 километрах от трассы.

С началом зимы и ледостава водная коммуникация перестала действовать. Продолжить обеспечение города продовольствием и боеприпасами теперь можно было только по льду озера. Первые санно-гужевые обозы двинулись по ледовой дороге 20 ноября, а на следующий день пошла первая автомашина. Так появилась Военно-автомобильная дорога №101 (ВАД-101). Но жители осажденного Ленинграда дали ей другое название: Дорога жизни.

Она проходила по трассе мыс Осиновец – острова Зеленцы – село Кобона и имела общую протяженность 29 километров. Зимник проходил всего в 20-25 километрах от занятого противником берега, к тому же круглые сутки немецкие бомбардировщики и истребители проводили налеты на трассу. В воронки, образовавшиеся во льду от разрывов авиабомб, проваливались автомашины. Поэтому совсем не преувеличением будет сказать, что буквально каждый метр ледовой трассы был оплачен кровью водителей, регулировщиков, авторемонтников, зенитчиков, связистов, санитаров.

В таких адских условиях в среднем в день в один конец удавалось перевозить до 2375 тонн грузов, 70 процентов которых составляло продовольствие. За зиму из города было эвакуировано 514 тысяч жителей и 35 тысяч раненых бойцов. Зимой 1941-1942 годов Дорога жизни действовала 152 дня, до 24 апреля.

20 мая 1942 года открылась вторая навигация, а через 8 дней начались регулярные грузоперевозки судами Северо-западного речного пароходства. Флот этот состоял из 5 озерных и 63 речных буксиров и 69 несамоходных барж. Кроме того, за прошедшую зиму на заводах Ленинграда было построено 115 самоходных тендеров и плашкоутов водоизмещением 15-25 тонн и 14 барж грузоподъемностью 600 тонн.

Перевозки обеспечивали зенитчики, летчики и моряки Ладожской военной флотилии, включавшей 2 сторожевых корабля, 6 канонерских лодок, 10 тральщиков, десятки различных военных катеров

По дну озера  был проложен трубопровод, по которому для частей фронта и кораблей Балтийского флота поступали горюче-смазочные материалы. Это было уникальное для того времени гидротехническое сооружение. А на заводе «Севкабель» ослабевшие от голода люди изготовили 120 километров трехфазного электрического кабеля. Кабель протянули по дну озера, и в Ленинград стал поступать ток с Большой земли.

Навигация 1942 года прекратилась 25 ноября. За это время в осажденный город было доставлено 703 300 тонн грузов, 265 тысяч человек, вывезено 304 800 тонн грузов и эвакуировано 528 400 человек. Успехи навигации повысили обороноспособность Ленинграда и позволили подготовиться к прорыву блокады города.

С наступлением зимы, несмотря на капризы погоды и коварство льда, который периодически смещался, образуя трещины, начала действовать новая ледовая трасса. 20 декабря по ней началось движение на лошадях, а 24 декабря была разрешена перевозка грузов на автомашинах. Но в ту зиму Дорога жизни перестала быть единственной артерией, спасавшей жителей осажденного города от голодной смерти. Утром 12 января 1943  года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление, а ночью 18 января ленинградцы услышали по радио долгожданную весть: «Блокада прорвана!»

Но враги еще долго оставались на подступах к городу. Весь 1943 год истощенный осадой город копил силы для решительного боя, который начался 14 января 1944 года.  Через 12 дней части 2-й и 42-й армий при поддержке артиллерии Балтийского флота освободили Красное село, Ропшу, Пушкин, Гатчину и еще 700 населенных пунктов. Враг был отброшен от Ленинграда, и 27 января 1944 года огненное кольцо блокады, которое 900 дней и 900 ночей сковывало Ленинград, было окончательно разорвано.

С тех пор ветераны и их потомки ежегодно отмечают этот день как светлый праздник, хоть и со слезами на глазах. Отмечают по разному. Во Всеволожском районе от места, куда к берегу Ладоги приходили транспорты и отправлялись дальше по Дороге жизни в осажденный город, в первое воскресенье после 27 января устраивается международный легкоатлетический марафон «Дорога жизни». В 2006 году он проводился уже в 37-й раз и как всегда, собрал много сотен участников, традиционно прибывающих на этот уникальный зимний марафон из разных регионов России, из стран ближнего зарубежья, а также из многих населенных пунктов Всеволожского района и из Санкт-Петербурга.

навигатор

Всеволожское МО популярное