На территории современной Ленинградской области древнейшие поселения появились в 9-7 тыс. до н. э. К середине 1 тыс. н. э. здесь уже обосновались оседлые финно-угорские племена. В 8 в. н. э. на этой территории прочно осели славяне. К 750 относится возникновение Ладоги — древнейшего русского поселения на Северо-Западе России. В 9-10 вв. Ладога стала важнейшим политическим и экономическим центром формирования государственности Древней Руси. Лишь в конце 10 в. она потеряла свое значение, уступив Новгороду. В 13-14 вв. эти земли стали ареной борьбы с агрессией Ливонских рыцарей и шведских феодалов. Для защиты северо-западных рубежей Руси новгородцы построили крепости Ям, Копорье, Орешек, Корелу, Тиверский городок. В начале 17 в. в годы Смутного времени Россия была отрезана от Балтийского моря: Северо-Запад России был захвачен Швецией. На покинутые русским населением земли шведы стали переселять финских крестьян.
Ленинградская область. Копорье.
|
В 1700 Петр I возобновил борьбу за выход России к берегам Балтики. Территория современной Ленинградской области стала театром военных действий Северной войны (1700-1721). В октябре 1702 русские войска под руководством Петра I овладели крепостью Нотебург (Орешек) в истоке Невы.
|
Шлиссельбург. Башня Головина.
|
Закрепляя выход России к морю, Петр I 16 мая 1703 в устье Невы на Заячьем острове заложил новую крепость Санкт-Петербург, под защитой которой стал расти город. Морским щитом Петербурга стал форт Кроншлот, сооруженный весной 1704 в Финском заливе близ острова Котлин (в 1712 здесь был заложен город, названный в 1723 Кронштадтом). После взятия русскими войсками в 1710 Выборга и Кексгольма (Корела) исчезла постоянная угроза шведских нападений на Петербург. С этого времени военные действия были перенесены за границы современной Ленинградской области. В связи с этим в 1712 в Петербург переехал царский двор, Сенат и иностранные послы. Город-порт, база Балтийского флота превратился в столицу России. Северная война завершилась в 1721 Ништадтским миром, который вернул России ее древнюю Ижорскую землю. За Россией был закреплен Карельский перешеек с Выборгом, территории Эстляндии и Лифляндии.
|

Большой дворец с водяным каскадом.
В эпоху существования Новгородского государства территория современной Ленинградской области входила в состав Водской, Шелонской и Обонежской пятин. За Водской пятиной закрепилось и другое название — Ижорская земля. В 17 в. шведы именовали ее Ингерманландией. В 1708 территория Ижорской земли вошла в состав Ингерманландской губернии, переданной в управление А. Д. Меньшикову. В 1710 губерния была переименована в Санкт-Петербургскую.
Создание столицы на окраине государства потребовало в 18-19 вв. немалых усилий по организации транспортных связей с центральными районами страны. Первостепенную роль в доставке грузов в Петербург играли водные пути сообщения.
В течении 18-19 вв. были созданы Вышневолоцкая (1709), Тихвинская (1811), Мариинская (1810), водные системы сообщений. В конце 19 в. почти 60% грузов поступало в Петербург водным путем.
Большое значение для экономического развития Петербургской губернии во второй половине 19 в. имело строительство железных дорог, проходивших по ее территории. Первая железная дорога Петербург — Царское Село была открыта еще в 1837. В 1851 было закончено сооружение двухколейной Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.
Октябрьская революция, победа Советской власти в гражданской войне совершили в 1917-1920 гг. полный переворот в социально-экономических отношениях в Петроградской губернии. Ее геополитическое значение на Северо-Западе страны изменилось после перенесения столицы из Петрограда в Москву, отделения от России Финляндии и стран Прибалтики. В 1924 губерния переименовывается в Ленинградскую (вслед за переименованием Петрограда), с 1927 она получает название Ленинградская область.
В годы Великой Отечественной войны первым в Ленинградской области пострадал Лужский район. В июле 1941 здесь был сооружен оборонительный рубеж. Благодаря упорной обороне на Лужском рубеже удалось на три недели задержать наступление захватчиков на Ленинград.
В 1941-1944 в этом районе шла Ленинградская битва — оборонительные и наступательные операции, которые проводили советские войска по обороне Ленинграда.
В память об этих событиях на рубежах Ленинградской битвы сооружен «Зеленый пояс Славы» — мемориальный комплекс.
8 сентября 1941 — начало 900-дневной блокады Ленинграда, которую несколько раз пытались прорвать в трех Синявинских операциях и Любанской. Зимой 1941-1942 гг. по льду Ладожского озера проходила военно-автомобильная дорога — «Дорога Жизни» (протяженность 308 км), летом по дну Ладожского озера проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим.

На протяжении почти всей блокады войска Ленинградского фронта удерживали здесь важный плацдарм
|
С сентября 1941 по 1944 советские войска пытались прорвать блокаду Ленинграда вдоль Ладожского озера, для этого около поселка Невская Дубровка удерживался так называемый Невский пятачок — небольшой участок земли размерами 2 км на 500 м, вытянутый вдоль высокого левого берега Невы.
Пятачок представлял из себя ровное поле, простреливаемое перекрестным огнем с трех сторон и хорошо просматриваемое противником. Командование рассматривало Невский пятачок как плацдарм для прорыва блокады. В 1960 в этом памятном месте создан Музей боевой и трудовой Славы, на месте плацдарма — мемориал «Невский пятачок».
Только в 1944 в результате Ленинградско-Новгородской операции блокада была снята. В память о прорыве блокады близ деревни Марьино установлен монумент "Танк-победитель".
В годы войны в области были разрушены 90% промышленных предприятий и 2 тысячи сельских населенных пунктов.
|
|